- Решающую роль в силе воздействия на портретируемых играют Доброжелательность интонации фотографа и , конечно же , увлеченная содержательность беседы.
Также предстоит вызвать, внушить портретируемому необходимое состояние, которое бы дало основу для характерологических наблюдений над моделью. Так беседа, снимая напряжение и успокаивая портретируемого, позволяет сохранить ту или иную его позу и спокойную созерцательность взгляда.Немаловажным фактором характерных наблюдений является и то, что по рассказу человека о себе можно составить представление о некоторых характерных его чертах. Первый вопрос на который необходимо обязательно ответить фотографу; какие черты в каждом лице индивидуально не повторимы, что в них есть типического в смысле линейных очертаний, общих форм головы по фасу и профилю, а также отдельных форм лба, глаз и губ, хотя они и представляют собой статичные признаки---!!! Много сложнее уловить их выразительность. Это вторая задача Мастера. Душевное состояние человека во время беседы отражается на лице модели. Это происходит в результате того , что у людей есть память на чувствования, связанные с пережитыми ими событиями и состояниями. Память востонавливает их , и человека вновь могут охватить те же переживания. В такой момент особенно выразительны глаза; в них светятся радость, восторг или, наоборот , печаль, а в линиях губ , рисунке морщин проявляются подлинные эмоции. Некоторые теоретики искусств считают, что для портрета необходимы изображения глубоких переживаний. Другие категорически отрицают человека в действии как портретную форму изображения. Есть и такое мнение, что (духовно - нравственная сущность человека наиболее полно и непосредственно реализует себя в ситуации - внутренного созерцания.) В этой ситуации человек сосредоточен не на (внешнем) , а на (внутреннем),на вопросах , имеющих жизненно важное значение для каждого человека.) Сходство с оригиналом является самым главным условием для портрета. Любое не сходство представляет собой искажение , которое заключает в себе сравнение объекта съемки и его изображения. Принцип такого сравнения зависит от цели и назначения фотоснимка. В одном случае изображение человека предназначено для опознования, что предпологает наиболее точную и полную фиксацию всех черт лица. Такой фотоснимок не может быть назван портретом. В творчески решенном портрете Сходство понимается как соответствие характерного в человеке и на его фотоизображении. Модель узнается не по точной ее копии, а по изображению характерного в ней. Сходство личности в портрете определяют выразительные элементы лица (гпаза, губы, лоб). Если лицо непринужденно выражает подлинные чувства, то общее сходство будет ощутимо даже тогда, когда некоторые элементы лица окажутся притененны и нерезки. Для достижения сходства достаточно с помощью оптики и света выделить лишь некоторые черты, а иногда ограничиться одной, наиболее выразительной, и тем не менее добится безусловно полного сходства.
Отрицательно ссказываются на сходстве портрета с моделью попытки подрожания, перевоплощения, наигранности, а также изменение внешности чрезмерным употреблением косметических средств.
- Там, где, по мнению ЛУИ ДЕЛЛЮКА (идеолога французских /левых../ кинематографистов), фотография соприкасается с гениальной художественной интуицией, где синтезируются два понятия - ФОТОГРАФИЯ и ГЕНИАЛЬНОСТЬ, и рождается ФОТОГЕНИЙ. Вот откуда то новое слово, которым он назвал свою книгу, - ( ФОТОГЕНИЯ ) и новое понятие (фотогеничность). ЛУИ ДЕЛЛЮК утверждал, что одна часть человечества фотогенична, т.е. выглядит на изображении лучше, чем в жизни, другая же не фотогенична, проигрывает. Он считал, например, что фотогенична лишь матовая кожа лица, так как лицо с такой кожей обладает удивительной скульптурной выпуклостью формы, а также фотогеничны смуглые лица, ибо смотрятся на снимке лучше, чем остальные. Кроме того он рассматривал фотогеничность как возможность превращения лица в выразительную маску; фотогеничность тела как *целомудренную наготу*;фотогеничность глаз; элегантность как фотогеничность; фотогеничность отдельных предметов и мебели, попадающих в кадр; фотогеничность фона , исключая черный фон; фотогеничность одежды. По его мнению, броские, нереальные эффекты искусственного освещения уничтожают фотогеничность. А далее он пишет: ( У нас продолжают искать красоту в сложном, тогда когда она обнажена и проста.) Многие из утверждений Деллюка спорны. Безусловно лишь то, что выразительность человека на фотоснимке усиливает ясность черт лица, пропорциональность его елементов. Людей с такими чертами лица легко портретировать. Это вовсе не исключает того, что люди, не обладающие признаками фотогеничности по Деллюку, но внешность которых выразительна ввиду типичности и эмоциональна , могут стать объектами своеобразных художественных портретов. Переход одной эмоциональной фазы в другую означает перемену в выражении лица.Эмоциональная фаза длиться не долго. Ее начало, кульминация и угасание происходят с разной степенью накала чувств. Даже в пределах одной фазы бывают мгновения большей и меньшей выразительности, Например НАЧАЛО улыбки может быть более выразительным, чем ее кульминация. Искусство фотографического портретирования состоит в том, чтобы уловить мгновение, при котором состояние лица отражает интеллектуальный мир человека. Фиксация именно такого момента именуется (фотографическим моментом.) Начинаючим фотографам, у которых не развита интуиция фотографического момента, многое в портрете не удается. Чаще они схатывают мимолетное, случайное выражение лица. Опытный портретист умеет читать лица или покрайней мере разбирается в них. Начинающему портретисту необходимы познания в области пластической анатомии, той ее части, которая касаеться зрительного восприятия натуры, нацеленного на оценку движения мимических мышц. Лишь изучив комплекс фиэиономических реакций, он многое сможет понять в выразительности, пластике и мимике лица. композицию портрета следует понимать как выражение своего отношения к модели, как осмысленное размещение фигуры в кадре, создания фона изображения и а аксессуаров. Композицию не возможно предусмотреть за ранее. Необходимо преварительно оценить общую форму фигуры и формы отдельных ее частей, найти решение того, как подчинить ввторостепенное главному и органически соединить все изобразительные средства. Это и работа над позой, и выбор формата снимка, и выбор точки съемки, и создания фона. Дословно термин (композиция) означает составление, соразмещение, разнообразие. Разнообразие во всем: в положении половин лица относительно фотокамеры, в положении головы по отношению к бюсту в несовподающем положении рук, в стойке ног, в освещении пространства фона и модели. ПОГРУДНЫЙ ПОРТРЕТ может включать в кадр плечи, часть бюста или бюст целиком. Фронтальная проэкция бюста и головы создает впечатление статичности, плохо передает обьемные формы фигуры. Поворот плеч определяет и поворот головы. Изображать целиком оба плеча (выдвинутое к фотокамере ведущее плечо - и уходящее в глубину пространства) не следует так как более приближенное к объективу плечо может быть передано излишне укрупненным, деформированным. В кадр погрудного портрета входят верхние части рук. Если кисть руки или кисти обеих рук способны усилить выразительность портрета, то их следует ввести в снимок,
ПОЯСНОЙ ПОРТРЕТ - включает фигуру по пояс, В кадр обычно входят обе руки. Поскольку принято говорить, что (руки -второе лицо человека), то им в зна чительной мере присуща способность выражать эмоциональное состояние. Можно привести примеры живописных портретов, в которых художники дали превосходные образци сочетания (выражения) рук с выражением лица: Д.Веласкес-(портрет папы Иннокентия Х); В.Перов-(портрет Ф.М.Достоевского); М.Нестеров -(портрет академика И.П.Павлова); Т.Салахов -(портрет композитора Кара-Караваева). Чтобы постичь опыт известных мастеров фотопортрета, следует изучать их работы. В числе знаменитых мастеров , умевших создать образ руки в портрете, можно назвать Н.Петрова, С.иванова - Алилуева, М.Напельбаума, Н.свищева-Паола, А.Андреева. Одна из забот портретиста -- проследить, чтобы положение рук модели было естественным и сообразованным с мимикой лица и положением фигуры. В этом случае руки усиливают выразительность портрета. Искуственность, манерность положения рук модели - это, как правило, признак недостаточной опытности или дурного вкуса фотографа.
ПОКОЛЕННЫЙ ПОРТРЕТ - выполняется при положении модели стоя или сидя. В положении стоя граница проходит чуть выше колен, в положении сидя чуть ниже колен. Выбор поколенного изображения определяется желанием показать красивые линии формы тела (включая грацию женской фигуры). Композиционное решение поколенного портрета (как и портрета в рост) сложнее ранее рассмотренных из -за обязательного включения в снимок изображения рук. Положение рук модели зависит от состояния человека. Менее всего они выразительны в опущенном состоянии. Если руки закрывают красивые линейные очертания фигуры, можно заложить их за спину или расположить так, чтобы линия грации была открытой. Для мужского портрета не столь важно , на какой части фигуры проецируются руки. Статная фигура, пропорциональность телосложения, правильная стойка ног могут дать повод к портретированию в рост. Для этого вида портрета, как и для поколенного, одежда человека (ее покрой, фактура и тон ткани) приобретает не мало важное значение.
ФОТОСЪЕМКА ПЕЙЗЗАЖА.
- пейзаж в изобразительном искусстве есть зрелое высказывание фотомастера о мире природыи человека пейзаж в фотоискусстве представляет собой самостоятельный жанр, в котором основным предметом является природа под небесным сводом: Лес, Сад, Поле, Луг, Степь, Водоем, Болота, Равнины, Холмы, Горы. К разряду пейзажей принадлежат также и этюды, снятые на натуре. Они представляют собой снимки на которых могут быть запечатлены фрагменты пейзажа , представляющие интерес и как самостоятельные фотопроизведения. По мнению извесного американского фотографа Энзила Адамса, из всех жанров фотографии друднейшим можно считать - ПЕЙЗАЖ. фОТОГРАФ должен уловить момент , в котором земля, Небо, Облака образуют самое выразительное сочитание. Приходится также учитывать дымку в воздухе, блеклые цвета, масштабы, передать ощущение места и времени, и, наконец нужно уловить самый благоприятный момент в освещении и произвести экспозицию прежде, чем этот момент исчезнет. Впервые приступая к съемке пейзажа может показаться яяяя. что жанр этот не сложен и доступен каждому. Прилюдией к изучению изобразительных возможностей пейзажного жанра является овладение приемами съемки в экстерьере. Под понятием (экстерьер) подразумевают ограниченное вокруг какого либо строения наружное пространство Мотивами экстерьера могут служить живописная часть двора , ограниченная частью здания, оградой, беседка, полисадник, древесные насаждения, кусты, цветочные клумбы и т.д. В интерьере можно отлечить два момента: жанровый - как картинка быта - и живописный - как уголок природы. И тот и другой могут служить как мотивом самостоятельной темы, так и фоном для портретного изображения, В дествительности же жанр пейзажа - один из наиболее трудно усваиваемых видов фотоискусства. Далеко не все, что на первый взгляд кажется красивым в природе, представляет интерес для пейзажного изображения. Иногда красота бывает кажущейся, как промелькнувшее мгновение . И наоборот, порой удивляешся, что самоя обыкновенная, заурядная картина природы на снимке может предстать красотой удивительной. Порой трудно объяснить, в чем состоит прелесть типичной деревенской картины - Речка, небольшой домик, несколько деревьев... от этого незамысловатого пейзажа исходит неприодолимое очарование. Но стоит только изменить точку съемки, как в кадре бутто бы и остается, что было, а прелесть, притягательность исчезли. Слова Ильи Эренбурга: суть (не в данных, но в их размещении) можно с увереностью отнести к фотосъемке пейзажа. Как часто в погоне за внешней красотой мы упускаем реальность жизни, забываем о природе, создающей подленную красоту.
Анатоль Франс отмечал , что (природа только такова, какою она кажется. В ней самой нет ни красоты, ни безобразия. Лишь глаз человека делает прекрасными Небо и Землю. Мы предаем красоту вещам тем, что любим их. Вся тайна идеального заключена в любви. Любить - значит делать прекрасным, делать прекрасным - значит любить). И дествительно, надо очень любить природу, чтобы уметь найти в ней красоту, каторая в общем-то всегда рядом с нами. Не обладая этим даром, нельзя стать пейзажистом.
Фотография учит смотреть, наблюдать и видеть окружающий нас мир, и не только двумя глазами, но и монокулярно, т.е. как изображает объектив фотокамеры. Вряд ли можно овладеть искусством съемки пейзажа, путешествуя на автомобиле или мотоцикле. Порой в погоне за сюжетом при быстром передвижении мы утрачиваем сосредоточенность. Перед нами мелькают лишь внешние красоты, и мы при этом упускаем жизнь природы, в которой Земля, Небо, Облака, Деревья образуют самые выразительные сочетания.С природой лучше находится наедине. Неторопливая прогулка с частыми остановками даст нам возможность глубоко почувствовать природу, ощутить себя ее частью, постичь ее тайны, раскрыть образы первозданной красоты. Только в таком состоянии можно в капле росына листке обнаружить безграничное величие мироздания. Способность видеть все как бы впервые, без тяжелого груза привычки, присуща только художнику, без различия - ЖИВОПИСЕЦ он или ФОТОГРАФ. Пейзаж как вид фотографического художественного творчества под открытым небом не обладает всеобъемлящей изобразительной доминантой. В каждом пейзаже, особенно открывающем широкие дали, бывает несколько планов: Ближний, Дальний и промежуточные (средние). Их появление связано с сокрачением масштабов предметов, удаляющих в глубину пространства, к линии горизонта. Сопоставление масштабов линейных форм является линейной перспективой фотографического сънимка.
Второе ОСНОВНОЕ изобразительное средство - ОСВЕЩЕНИЕ. Свет является одним из наиболее определяющих источников наших ощущений. Он рассматривается как ГЛАВНОЕ средство создания художественного фотографического произведения. Красота пейзажа зависит главным образом от ЕДИНСТВА и ЦЕЛЬНОСТИ, которые предают натуре удачно выбранный эффект освещения. Свет дает возможность видеть окружающий мир: Небо, Землю и Все сущее на ней, их формы, взаиморасположение, удаленность друг от друга и от глаза наблюдателя. При этом важную роль играет своеобразие и привлекательность освещения, каким оно бывает в различное времясветового дня; на рассвете, утром, в полдень, во второй половине дня, во время заката...
РАССВЕТ - характеризуется легкостелющимися туманами или слоистыми облаками, бестеневым мягким освещением, при котором форма объекта приобретает неясность очертаний и они кажутся расплывчатыми. Через два часа после восхода солнца, когда оно рассеивает дымку, наблюдается наибольшая прозрачность воздуха. Слабые испарения утренней влаги слегка притуманивают дали, и в зависимости от глубиныпространства воздушная перспектива бывает выражена едва ощутимой дымкой.
Самый благодатный для съемки на натуре - УТРЕННИЙ СВЕТ, когда небо прозрачно и не закрыто густыми облаками. В утренее время насыщенность цвета невелика и колеблется отнезначительной до нейтральной насыщенности цветовой гаммы.
ПОЛУДЕННОМУ - времени свойственно особенно яркое свечение солнца. Падая отвесно, его лучи создают высокий контраст свето-тени и резкие световые контуры на горизонтальных поверхностях ветвей. Поэтому многими для съемки пейзажей эффект полученного света принято считать менее выразительным, хотя на этот счет имеются и иные мнения. Более благоприятное освещение можно наблюдать в течении двух часов после полудня при быстро меняющемся состоянии неба, когда плавно перемещающиеся облака, преграждают путь солнечным лучам, более или менее рассеивая их и тем самым изменяя характер освещения и внося коррективы в Настроении природы.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ - и время приближения заката - наиболее благоприятны для натуральной съемки. Косые лучи солнца удлиняют падающие тени, его лучи ложатся горизонтально земле, нежно моделируя контуры деревьев и строений.
ЗАКАТ и ВОСХОД солнца, когда пространство заполненно нежным и рассеянным светом, - лучшее время любования природой. Ведь сам ее вид напоминает нам живописный пейзаж.
Дымка ранее поглощавшая часть красных лучей и рассеивавшая синие, растворяясь, окрашивает горизонт розовым или красным цветом, а верхняя часть неба все еще остается синей, здесь часто наблюдаются удивительно нежные переходы разнообразных цветовых оттенков.
УСПЕХ - пейзажного сънимка почти всегда зависит от того. насколько удачно выбрана точка съемкипо отношению к источнику света, как распределились световые пятна в кадре, коснулись ли они наиболее содержательных мест , выразительны ли проэкции теней.
|